Молоссы на Руси до восемнадцатого века были самыми знаменитыми и распространенными собаками. До конца 19 века на Руси были три породы: лошие, мордаши и меделянская собака. Лошие. О них известно намного больше, чем о других Русских молоссах того времени.
Повальное скрещивание Меделян с догами, гончими и псовыми (17-19в.) дали очень выгодную в то время породную группу под названием «Лошие», которые стали идеальными собаками в гоне крупных диких животных. Лошие поджарые собаки, в отличии от Меделянов.Отличались большей выносливостью в гоне, но меньшей силой при травле. В отличии от обычных гончих, они наоборот отличались большой силой и давали меньше потерь при взятии зверя, в то время как при поимке кабана или медведя погибало до половины своры гончих – что было совершенно невыгодно. Если Меделяны относились к категории травильных и сторожевых собак, то лошие – к охотничьим. Лошие были высоконоги, с крепким костяком, объемной головой и крепкими челюстями, очень выносливы, шерсть короткая с подшерстком, окрасы разнообразнейшие, чаще пегие. Высота в холке в среднем 70-90см. Самостоятельной породой лошие не стали – они плавно перетекли в «крови» русских охотничьих собак, захватив с собой кровь Меделяна. Существовало на Руси такое обозначение собак как Мордаш.
К примеру, в антикварной книге «Собака въ главныхъ и побочныхъ ея породахъ» (составилъ и издалъ Л. Буссе. Магистръ ветеринарныхъ наукъ. С.Петербургъ 1859) есть разделение собак на группы: III. Мордашки: болЪе менЪе короткая морда, выпуклый черепъ, членосоставные отростки нижней челюсти лежатъ выше линiи коренныхъ зубовъ верхней челюсти. Сюда относятся: П. Бульдоги, Р. Меделянская собака, С. Мопсъ, Т. Исландскiя собаки, У. Малая датская собака, Ф. Рокке, Х. Англiйский мопсъ (Canis familiaris britanicus Desmar, побочная порода между малою датскою собакою и пирамомъ), Ц. Французскiй мопсъ, Ч. Андалузская собака (Испанскiй мопсъ) и Ш. Африканки.
В книге приведено еще несколько систем разделения, но факт остается тем – что Мордаш – это бульдогообразная собака. Тогда как объяснить существование в России еще одной разновидности собак под прямым названием Мордаш. Он отличается от Меделянской собаки размерами и более бульдогообразным видом. Современники зачастую путают этих собак и под одну гребенку заносят Меделянов и Мордашей, хотя отчасти наименования они правы. Но породы оказываются разные.
Пример: «В Москве в начале прошлого века за Тверской заставой, где теперь скаковой ипподром, существовала так называемая «звериная травля», куда по воскресным дням съезжался праздный люд и с удовольствием наблюдал, как травили собаками диких медведей, для того специально пойманных или разъяренных быков - приготовленных на убой. Для этого развлечения использовались собаки меделянские, мордаши и овчарные. «Меделянские собаки были громадные: от ушей до хвоста семь четвертей в длину (125 см) аршин и полтора вершка росту (78 см) и до семи пудов весу. Были собаки, которые в одиночку валили медведя, и редко приходилось пускать мордаша в помощь. Такие собаки даже волка не брали - на волков пускались обыкновенные овчарные или волкодавы»» Меньше всего нам известно о мордаше.
Его происхождение можно вывести только из одной фразы: «Мордаш – младший брат Меделянки». - Возможно, что при возникновении Меделяна, или при вязках Меделяна с местной популяцией собак, зародилась и мелкая вариация Меделянки. - Или же, наоборот, мордаши сыграли роль в облике Меделяна, дав им стати бульдога. Вряд ли, ктонибудь даст достоверные факты для подтверждения хоть одной версии, но недаром же в некоторых писаниях Мордашей называют Меделянами, а Меделянов – Мордашами. Но это совершенно две разные породы, что подтверждается и регистрацией собак на травлю на «Тверской заставе», и при наборе собак на охоту, и при описаниях псарен – мордаши выделялись как отдельная порода.
«Мордаш – приземистая и коренастая собака с большой головой и короткой мордой. Нижние клыки часто видны, что придает мордашу устрашающий вид. Травятся чаще сворами или совместно с Меделянскими собаками.» MEDELYAN-history-raz Меделянская собака. Слухов о происхождении меделяна ходят много и все они разнообразны, но прослеживается общая тенденция. Испокон веков Россия отдавала предпочтение большим, сильным и мощным собакам. Порода зародилась задолго до нашествия татаро-монгол и правлениея Ивана III. Само название «Меделянская собака» подразумевает “Медиоланская собака”, то есть собака кровей миланских молоссов, так как они сыграли огромную роль в популяции меделянов начиная с XVв. Собаки различались по типам на брахиморфных и бульдогообразных собак, постепенно переходя в единую форму. Возможно, что именно тогда зародилась более мелкая популяция Мордашей. Меделян, по определению, был Русской вариацией молосса (в псарне царя упоминаются так называемые «canes molosi»). Время зарождения породы неизвестно, но ясно, что: «меделянская собака на протяжении столетий, начиная приблизительно с XI - XII в.в. сопровождала русских князей, царей, императоров и прочий люд в охотничьих забавах. Она была прародителем многих русских, исчезнувших теперь пород охотничьих собак, но сохранив при этом чистокровность породы до конца 19 в.
Первое упоминание о меделянской собаке встречается в описании псовой охоты времен царствования Василия II» Основные выписки из исторических источников и трудов историков, литераторов: * меделянки, происшедшие из сев.Италии (медиоланский, миланские Д.), были значительно распространены в России и употреблялись для травли медведей, но со времени воспрещения этой травли, в шестидесятых годах, стали выводиться, а ныне сохранились только в Императорской охоте в Гатчине; * представляют самых крупных и сильных собак в свете, до 90 сант. высоты, с огромною головою и могучими челюстями, из которых нижняя выдается вперед, что дает собаке возможность дышать, не разжимая зубов, когда она вопьется в затравленное ею животное.
Бывают одноцветные, полосатые и крапчатые. * меделянка (меделянская собака) от города Медиолан, большая порода собак, похожая на бульдога * меделянка, меделянская собака, - одна из самых крупных пород; большеголовая, тупорылая, гладкошерстая, статями напоминает бульдога. (ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ Р. И. Шиян “Русская гончая” Глава 1 СОБАКИ ТРАВИЛЬНЫЕ, ПОДСОКОЛЬНИЧЬИ И СОБСТВЕННО ГОНЧИЕ ) Уже с XII века в летописях упоминаются звания псарей. В этом же веке жил Новгородский князь Всеволод Мстиславич, прославившийся крайним увлечением, наравне с соколиной, и псовой охотой. Особенно же частые упоминания о псарях относятся к XV веку. В 1504 г. в духовной великого князя Иоанна III впервые названа княжеская псарня, расположенная около Москвы в селе Луцинском.
Расцвет псовой охоты в Московском государстве наступил с царствования Василия III (1505 - 1533), который сам был страстным охотником, постоянно выезжавшим “осеневать”, и об охоте которого сохранилось достаточно подробное описание немецкого дипломата Зигмунда фон Герберштейна в его “Записках о Московии” (24, с.96 - 97). Вот что он пишет: “Князь первый закричал охотнику, приказывая начинать; не теряя ни минуты, тот скачет к другим охотникам, которых было большое число; все вскрикивают в один голос и спускают больших меделянских собак (canes molossos et odoriferos). Тогда в самом деле было очень весело слышать громкий и разнообразный лай собак, а у князя их очень много, и притом отличных. Некоторые из них употребляются только для травли зайцев, - это так называемые Kurtzi, красивые, с пушистыми хвостами и ушами, вообще смелые, но неспособные к продолжительной гонке. Когда выбегает заяц, спускают три, четыре, пять или более собак, которые отовсюду бросаются за ним, - а когда они схватят его, поднимется крик, большие рукоплескания, как будто пойман большой зверь. Если же зайцы слишком долго не выбегают, тогда обыкновенно князь кличет кого-нибудь, кого увидит между кустарниками с зайцем в мешке: “Гуй, гуй (Hui, hui)”, - этими словами он дает знать, что зайца надобно выпустить”.
Что под словом “Kurtzi” Герберштейн подразумевает борзых, это, по-моему, вне сомнения, а под молоссами, вероятно, - гончих. Во всяком случае, в 1519 году зафиксирован факт подарка датским королем Христианом II французскому королю Франциску I - собак русской породы, вывезенных из Московского государства. Видимо, роль гончих в Московии тогда выполняли крупные травильные собаки типа меделянов. Со времени Василия III при дворе московских царей широко практикуются медвежьи бои и травли зверей. При его внуке, сыне Ивана IV Грозного Федоре Ивановиче, царская охота пополняется породами английских собак: английские купцы привезли ему в подарок 12 породистых легавых и борзых собак, и, сверх того, бульдогов. Сохранилось любопытное описание двух меделянских кобелей охоты Федора Ивановича (1584 - 1589): “А кобелем прозвищо: кобель жолт, Смерд, грудь и пазнегти белы, на конец хвоста бело; кобель чубар с лесинкою, пазнегти белы, Дурак” (24, с. 109). Как видите, первый кобель вполне гончей масти (окраса): светло-багряный, белогрудый и белоногий с белым концом гона. ....... Письмо оберегермейстера от 29 января 1739 года, к которому приложен “Реестр, сколько ныне в Москве, при псовой Ея Императорского Величества охоте и собственных Его Превосходительства Кабинетнаго Министра и Обер-Егермейстера Артемья Петровича Волынскаго, собак на лицо и что из которых, по разсмотрению Его Превосходительства, размечено оставить впредь в охоте и взять в Петербург и сбыть с двора”. Представляют для нас интерес упомянутые в “Реестре...” “лошие”, которых некоторые позднейшие авторы считают гончими.
Тут приведены три собаки: “лоший (лосиный - Р. Ш.) кобель, Галт-Фест, полово-пегий, 7 осеней”, ростом 82 см, “сука лошая, чубаро-пегая, Скорыска, 2 осеней”, рост 67 см, и “сука лошая, муруго-пегая, Зельма, 2 осеней”, 62 см. При описании меделянских старых (их приводится 6: 3 кобеля и 3 суки) сделана пометка: “Оставить и держать всех для заводу и лучших двух сук ублюсть с Галт-Фестом збалшим лошим кобелем”. Кроме того, говорится и о помете “от дацкой суки Красихи с лошим кобелем Галт-Фестом”. Так что оберегермейстер в 1739 году был другого мнения, поскольку не называл лошего кобеля выжлецом, да и вязал его с травильными собаками. ....... Выписка длинная, но прекрасная из приложенного к нумеру 18 “Московских ведомостей” 1830 года объявления: В амфитеатре, что за Тверскою заставою, сего Марта 2-го дня, в воскресенье, будет во второй раз большая травля всех находящихся в оном амфитеатре зверей как собственными, так и приводными Г-д охотников лучшими меделянскими собаками и Английскими мордашками, коих находится значительное количество; Г-да охотники будут травить вышеозначенных зверей на залог.
По требованию Почтеннейшей Публики во второй раз будет пущена Азиятская лошадь на пять свирепых медведей, которая по хозяйскому приказанию станет поражать оных ногами и грызть зубами. Содержатель употребил все свое старание для приучки сей лошади, чего никогда еще здесь не бывало. Так как в прошлое воскресенье за большою теснотою содержателю не возможно было распорядиться сей лошадью, то ныне в круг никто из Г-д посетителей впущен не будет; продолжение травли следующее:
1. будет травиться средний медведь меделянскими собаками ;
2. будет травиться рослый медведь лучшими меделянскими собаками поодиначке;
3. будет травиться большой и злобный медведь охотничьими лучшими меделянскими собаками ;
4. известные Почтеннейшей Публике по своему росту и свирепости медведи Ахан и Барма будут драться между собою;
5. большой и злобный медведь Лихая Макрида будет травиться напуском до четырех меделянских собак ;
6. медведь Барма будет травиться лучшими меделянскими собаками на значительный залог между Г-д охотников;
7. медведь Ахан будет травиться поодиначке содержательскими собаками Азартным и Кирпичем, привезенными с Макарьевской ярмарки;
8. будет пущена Азиятская лошадь на пять свирепых медведей, которая по хозяйскому приказанию станет поражать оных ногами и грызть зубами. Содержатель постарается доставить Почтеннейшей Публике всевозможное удовольствие.
Начало травли в 3 часа. Цена местам: Лож для 4-х персон 10 руб. ассигнациями, в 1-е место 50 коп., в 2-е 30 коп., в 3-е 20 к. серебром”.
Так же можно разделить и каждую из пород на типы, в которых более или менее присутствует породность.
К примеру, в Меделянах можно было встретить собак типом больше склонным к бульдогам или, наоборот, к мастиффам, что отражалось не только на форме головы, но и на конструкции корпуса. Хотя, скорей всего, собаки с плавными линиями как головы, так и корпуса, более подходят под категорию малопородных или метисов (лошьих) (т.к. такие собаки и стоили в 2-3 раза дешевле породистого Меделяна).
Говоря о стоимости: если ценная породистая гончая стоила 20-30 рублей (максимум 50), то меделянка - от 100 рублей непородный и 300 рублей породистый, что приравнивалось к стоимости высокопородного скакуна. Меделянов обменивали за границу на оружие, лошадей, текстиль и т.д. Вот описание породы, составленное в 1914 году видным кинологом того времени В. Приклонским
ГОЛОВА: огромная, с сильно развитым черепом при широком лбе и слонообразном затылке; перелом лба заметен, но не так сильно выражен, как бывает у сенбернара; морщины на лбу и на щеках, в особенности при опускании головы.
МОРДА: широкая, короткая, тупая и глубокая, с сильно отвислыми губами (брылями). Правильный прикус у собак - клещеобразный (“на передних резцах зуб должен попадать на зуб”). НОС: очень широкий с хорошо развитыми ноздрями.
ГЛАЗА: темные, у светлоокрашенных собак светло-желтые, “на кровях”, с нависшими бровями; выражение злобное и страшное.
УШИ: средней величины, плотно прилегающие к голове и не слишком высоко поставленные. Порочными считались уши “на хрящах” и закладывающиеся назад, ибо это свидетельствовало о примеси дога. ШЕЯ: довольно короткая, очень мускулистая и очень объемистая, с сильным затылком и очень сильно развитым висячим подгрудком.
ПЛЕЧИ: округленные, очень широкие и мускулистые; очень сильные экземпляры бывают с косыми как у бульдога плечами.
ГРУДЬ: широкая и глубокая.
СПИНА: крепкая, с чрезвычайно сильным крестцом и широкой холкой.
НОГИ: передние и задние широко поставлены, причем передние большей частью лучковатые; задние с сильными рычагами без прибылого (“волчьего”) пальца; лапы большие и сильные.
ХВОСТ: очень сильный и длинный, низко посаженный, при возбужденном состоянии собаки высоко не поднимается, а в спокойном состоянии всегда опущенный. Кость и все сложение собаки необыкновенно массивные.
ШЕРСТЬ: короткая, густая, плотная, грубая, зимою с плотным подшерстком; шерсть на шее и хвосте несколько длиннее.
МАСТЬ: всех окрасов, не исключая черного и пестрого (чубарого), но предпочтительно окрас серый с подпалинами (волчий), бланжевый (гороховый) с темной мордой, более темноокрашенной спиной и сероокрашенным хвостом; темно- и светло-рыжая, темно-бурая с подпалинами и пр. При этом везде допустимы белые отметины.
РОСТ: что касается величины меделянов, то чем они крупнее и длиннее, тем ценнее. Причем под величиною не нужно подразумевать то, чтобы меделян был на высоких ногах, которые прибавляет собаке рост, но делают ее голенастою. Напротив, меделян должен быть приземист, коренаст, и пропорционально туловищу скорее на низких ногах. Ввиду этого к меделяну в отношении к его конституции вернее применить выражения “крупнее”, “массивнее”, но не выше ростом. Поэтому меделян, если он и очень велик, то все же в сравнении со своим туловищем и глубиною его он должен быть скорее на низких ногах”
Упоминание меделяна есть в статье "Волкодавы - мифы и реальность" журнал АСКА №1/2001 г. По версии автора статьи происхождение названия "меделян" другое : " В России также существовали боевые собаки. Они ввозились под названием “мордаши” и “охотничьи меделяны”. Собак травили каждую неделю, отсюда их и начали называть “неделяны”, а затем как обычно бывает, собак переименовали в сходное по звучанию “меделян». Еще Иван Грозный стращал иноземных послов этими собаками. Когда иноземцы видели, как эти прекрасные, могучие собаки валили мед ведя, ударом груди ставили на колени быка, то у них пропадало ‘ - желание диктовать что-либо народу, вырастившему и содержавшему таких гладиаторов. Лев Толстой в своем рассказе прекрасно описал схватку мордашки с медведем: “Один раз его пускали на медведя, и он вдепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку, но это длилось до тех пор, пока Бульку не отлили холодной водой”. Эти бойцы считались далекими потомками эпирских собак, они сохранили первоначальный тип древних догообразных. Массивных, тяжелых, приземистых меделянов использовали также в конце охоты как травильных. Их пускали на зверя перед тем, как охотник наносил смертельный удар. Когда в 16 веке изобрели огнестрельное оружие, и охоту заканчивал меткий выстрел, надобность в травильных собаках отпала. Их стали использовать для преследования не быстрых, но сильных ЖИВОТНЫХ: лосей, кабанов, медведей.
Последние из меделян были на Царской псарне до самой революции 1917 года. Тогда в пламени революционных пожаров, вместе с помещичьими усадьбами, императорскими псарнями исчез русский меделян, величайшая собака всех времен и народов. "